О вере и духовной жизни (russlink_church) wrote,
О вере и духовной жизни
russlink_church

Интервью с о.Георгием Максимовым: "Я читал и видел, что святые отцы говорят иначе".

Оригинал взят у sergeylarin в Интервью с о.Георгием Максимовым: "Я читал и видел, что святые отцы говорят иначе".
о. Георгий Максимов в молодости
долгожданное интервью о.Георгия Максимова yurij_maximov про Путина и богословский модернизм, а так же впервые! про знакомство с о.Д.Сысоевом и впервые!про свою семью.


1.В начале хотел бы спросить у Вас об о. Данииле. Вы сказали у Аркадия Малера в видеопередаче, что у о. Даниила “было что сказать ЛЮБОМУ о Христе”. Вы действительно считаете, что у батюшки был такой дар? Или Вы имеете в виду большинство людей, которым всё-таки он мог что-то сказать?

- Не знаю, был ли это особый дар от Бога или следствие личных качеств и эрудиции отца Даниила. Но к нему можно было привести на беседу любого, хоть буддиста, хоть атеиста, - и можно быть уверенным, что он не откажется с ним поговорить и найдет, что сказать. Думаю, ему в этом также помог опыт многолетнего труда в душепопечительском центре св. Иоанна Кронштадтского, где он как раз принимал людей в самых сложных случаях.

2. Вы говорили что о. Даниил и Вы прошли в самом начале прихода к вере через либерализм. Не могли бы Вы поподробнее об этом?

-Что касается меня – то когда я решил стать православным, в моем окружении был только один воцерковленный человек, прихожанин либерального прихода. Соответственно, первой православной книгой, которую я прочитал, была рекомендованная мне книга прот. Александра Меня, и на этом приходе началось мое воцерковление. И, конечно, я испытывал какое-то влияние окружения. Но в то же время я полюбил читать древних святых отцов. Читал их постоянно, все, что мог достать, тогда, в 1990-е, это были в основном репринты. И вот святые отцы постепенно и увели меня от тех неправых мнений, которые у меня были на заре воцерковления. Я читал и видел: оказывается, на самом деле не так надо верить, вот, святой говорит иначе. Я как-то сразу проникся доверием к святым отцам. Сначала оно было продиктовано такими соображениями: «Я живу в ХХ веке, а этот святой жил во II веке. Уж явно он был ближе по времени к земной жизни Спасителя и ему было лучше знать о том, каково было Его подлинное учение, чем мне или моим современникам». Уже потом пришло осознание, что дело не просто в хронологии, а в их святости, в том, что Сам Бог просвещал их.

А что касается отца Даниила, то он как-то сказал, что в юности был «шмеманцем», и говорил об этом с сожалением. Насколько я понимаю, ему тоже помогло отойти от этого именно изучение святоотеческого наследия, причем, подчеркну, изучение с доверием и любовью.


влад.Феофан 3
Отец Георгий Максимов слева от владыки Феофана Тывинского (сидит во главе стола) на конференции в ШПМ про Синодальном миссионерском отделе.

3.На какой конференции по эволюции Вы познакомились c о. Даниилом? Кто её проводил? Не считаете ли Вы, что нужно обсудить взгляды о. Даниила на эволюцию отдельно в каком-то формате?

-Это было в сентябре 1999 года. Конференцию проводил Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. Это была, кажется, первая и последняя встреча православных и эволюционистов. После этого теистические эволюционисты, насколько мне известно, на встречи православных, посвященные сотворению мира, не приходят, и их на свои встречи не приглашают. У о. Даниила не было каких-то своих взглядов на эволюцию, он просто повторял святоотеческое учение. А вот обсуждать святоотеческое учение о творении мира, на мой взгляд, было бы очень полезно, тем более что теистические эволюционисты не оставляют попыток навязать свое учение Церкви.

4. Такое явление, как т.н. “богословский модернизм” упоминается у свт.Николая Сербского и св.Иустина (Поповича)-последний даже термин “всеересь” взял из энциклики Пия 10-го осудившего модернизм в 1909г. Как с ним бороться?

-Вы в самом деле считаете, что преподобный Иустин штудировал энциклики римских пап для того, чтобы найти в них подходящие слова для своих богословских работ? Весьма странная идея. Слово «всеересь» встречается в греческих православных текстах за столетия до Пия Х-го, но не думаю, что преподобный Иустин изыскал это слово и в них. Его может придумать любой, составив из слов «все» и «ересь». Для этого не обязательно копаться в энцикликах на латыни. Нужно просто владеть собственным языком и понимать, о чем хочешь сказать. По теме модернизма мне довелось некоторое время назад взять большое интервью у отца Рафаила (Карелина) [1]. Там все очень точно прописано. Со своей стороны могу сказать, что мне пришлось написать три книги с разбором наиболее популярных модернистских идей. «Вне Церкви нет спасения» и «Кончатся ли адские муки?» уже изданы, в настоящее время готовится к изданию книга «Правда о «православном» эволюционизме». Конечно, у богословского модернизма есть много ложных идей, но эти три – о том, что вне Церкви можно спастись, что муки адские кончатся и что Бог творил мир с помощью эволюции – самые распространенные сейчас в церковной среде. Я вообще изначально предполагал писать апологетические книги про нехристианские заблуждения, но, столкнувшись с распространением упомянутых идей, должен был обратить внимание и на их опровержение.

Думаю, каждый христианин прежде всего должен заботиться о том, чтобы хорошо знать учение церковное, и другим передавать его без искажений. Пишет ли он статьи и книги – в книгах, ограничивается ли воспитанием своих собственных детей – значит, детям. А бороться с модернизмом может не каждый и не каждому это полезно. Я видел людей, которые под видом борьбы с модернизмом просто питали свои страсти, доходили до остервенения, и их «борьба» приносила вред и делу и им самим. Cтоит посмотреть на свою душу и на то, в какое состояние она приходит после такой «борьбы». Если плоды от этого дурные, то лучше прекратить такую борьбу. Хорошо также посоветоваться об этом с духовником или опытным священником.


5. Мой друг в жж, бывший сотрудник ОВЦС Тимон Надеев nadeevнаписал как-то, что даже если против богословского модернизма будет как бы “центр богословского сопротивления” то его задавят высокопоставленные модернисты церковными прещениями. Вы согласны?

-Кажется, Ваш друг воспринял взгляд на Церковь чисто в политической плоскости, просто как на человеческое сообщество. Между тем Церковь возглавляется Христом и оберегается Духом Святым. Вы пишете о «богословском сопротивлении» как о какой-то войне двух точек зрения за доминирование. Но самое главное сопротивление модернизму – это просто исповедание исконного христианского учения. Это учение Св. Писания, святых отцов, соборов Церкви. Это то, что из Православия не уберешь никак. Даже если, представим, уничтожат все книги, написанные против модернизма, и если замолкнут все его современные критики, все равно будут православные люди, которые отторгнут эти заблуждения, научившись этому непосредственно от книг святых отцов. Само Священное Предание Церкви – это «центр богословского сопротивления» и модернизму и всем ересям, как прошлым, так и будущим. И с этим центром никто ничего поделать не сможет.

6. Вы никогда не рассказывали о своей семье? Не расскажете, как выбирали супругу? Чему стараетесь учить детей и какие сложности на этом пути?

-Я не выбирал. Просто помолился блаженной Матроне, и она послала мне супругу. Самое главное, чему христианин должен научить детей – это живым отношениям с Богом. Чтобы у них был личный опыт богообщения. Без этого одно лишь знание вероучения и обрядов пользы не принесет. Сложность в том, как это сделать. У меня нет готового ответа на этот вопрос.

7. Не могли бы Вы рассказать о Ваших впечатлениях путешествий на Афон?

-Мне посчастливилось пять раз быть на Святой горе, и я еще после первой поездки писал статью о своих впечатлениях [2], а о некоторых следующих писал у себя в журнале. Каждое путешествие что-то открывает в духовной жизни. Многие полученные там уроки повлияли на мою жизнь. Жаль, уже давно я там не бывал. Надеюсь, что Господь еще сподобит.
о. Георгий на обложке

8. Роман Вершилло antimodernismрассказывал мне о православных авторах газет 1990-х которых среди православных публицистов уже нет. Как не попасть в стремнину язычества, родноверия и проч?

-Держаться за Христа. Люди, которые пришли в Церковь не ради Христа, а ради чего-то другого, рано или поздно уйдут из нее. Независимо от того, какую бы степень воцерковленности внешне они бы ни демонстрировали.


9.Как возникла идея создать Вашу авторскую видеопрограмму с встречами?

-Я убедился, насколько сильное воздействие оказывают личные свидетельства об обращении к вере. Это и с миссионерской и с апологетической точки зрения очень полезно. А у нас этого в каком-то системном виде нет. Поэтому я разработал концепцию телепередачи «Мой путь к Богу» [3], в которой можно было бы дать место таким историям и показать, как мудро, красиво и разнообразно Господь призывает к Себе чад Своих, ушедших на сторону далече. Предложил ее телеканалу «Спас» и она была одобрена. Сейчас вышло уже 14 выпусков. О своем пути рассказывают люди, обратившиеся из атеизма, ислама, буддизма, католицизма, протестантизма, бывшие «свидетели Иеговы», кришнаиты, эзотерики и многие другие. Также и те, кто был свидетелем чуда, и просто люди с примечательными и поучительными историями обращения. Каждая история совершенно уникальна. Мне самому это невероятно интересно.

10. Не могу не спросить о Вашем отношении к личности Путина. Вообще правильно ли импортозамещение и “медведь своей тайги не отдаст”?

-Когда-то давно я к Путину относился негативно, уже и не помню, за что конкретно. Наверное, просто проявление того недовольства в адрес властей, которое, в общем, у нас довольно распространено. А потом я стал ездить по миру, видел, какие бывают правители в других странах. И как-то пришел в чувство, понял, что вообще-то бывает намного хуже и потому надо благодарить Бога за того правителя, которого Он нам дал. Ну и вообще понял, что президент в принципе не может быть идеальным и безошибочным – таких людей просто не бывает. И он может сделать ошибку. Но если он ее делает, то это повод молиться за него, а не порицать и ненавидеть. А пару лет назад во время «болотных» волнений я посмотрел на лидеров оппозиции, послушал их, и стал еще больше ценить нашего президента. Но вообще я от политики далек. Поэтому вопросы про импортозамещение и медведей – это не ко мне, я в них не компетентен.

11. В издательстве “Никея” вышла Ваша книга и в ней рассказ “Америка на продажу”. Как Вы относитесь к США – это олицетворение зла или лишь орудие возмездия за наши грехи?

-Насчет собственно США не знаю, там много людей живет, но вот официальная внешняя политика этой страны за последние лет двадцать в значительной степени зло. Вопрос или-или здесь не очень корректен. Если человек убьет меня, то для меня это будет воля Божия, а для него это будет грех, и первое не отменяет и не смягчает второго.

12. Следующий вопрос вытекает из предыдущего. Св. отцы предрекали возрождение монархии. Нужна ли она России или богоугодно можно и без Государя?

-Мне в юности долгое время была очень близка идея монархии, да и сейчас она мне симпатична. Какая-то квазимонархия у нас в России уже есть, и я думаю, это неплохо. Правитель, который у власти всего четыре года, не будет делать того, что окупится только через много лет после окончания его срока. А тот, который понимает, что навсегда связан со своей страной, будет заботиться не только о краткосрочных вещах. Тем не менее, я сомневаюсь, что возможно возвращение настоящей монархии. И я не встречал предсказаний об этом в подлинных словах святых отцов. Думаю, этот поезд уже ушел. Когда я читал письма людей XIX века, например, святителя Филарета, я видел в них особое отношение к царю. И я видел это отношение в некоторых странах, где до сих пор есть монархия. Но у нас уже нет этого чувства, этого отношения, и большинство даже не поймут, о чем идет речь. Поставь нам сейчас царя – и все к нему будут относиться просто как к пожизненному президенту, а это не одно и то же. Да и наша непрестанная склонность роптать и хулить власть делает нас негодными получить настоящего царя. Что толку нам его давать? Чтобы мы его тоже презирали, поносили, а потом убили, как и предыдущего?

13. Один известный пастырь сказал, что причина отхода от веры молодежи – “добрачные связи”. Как оградить от сего дочерей и сыновей?

-Хотел бы я знать ответ на этот вопрос.

14. Кто Ваши любимые авторы из св. отцов и кого Вы читаете и перечитываете?

-Обычно так бывает – тот, кого в данный момент читаю, тот и любимый. У каждого из святых, кого я читал, я чему-то учился, что-то открывал для себя. Много раз перечитывал «Древний патерик».

15. Что Вы могли бы посоветовать молодым православным?

-Искать Истину, следовать Истине и ценить ее превыше всего, в том числе и самих себя. Стараться быть по-настоящему православными, не делая скидок себе ни на возраст, ни на «дух века сего».

[1] http://orthojournal.ru/ru/component/k2/item/51-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0

[2] http://www.pravoslavie.ru/put/2466.htm

[3] http://www.youtube.com/watch?v=fXz9WvHc1NM&index=1&list=PL0Q1LmeGp-HtQS5H_dxVYZVN-cl6erxMr

Tags: Максимов, интервью, лучшее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments